Как скорректировать закон Яровой, чтобы он стал подъёмным для малых провайдеров? Отменить его

Как скорректировать закон Яровой, чтобы он стал подъёмным для малых провайдеров? Отменить его 17 июня 2019 года на Хабре развернулось бурное обсуждение ситуации, которая сложилась вокруг небольшого интернет-провайдера «Фирма Связь» из города Ейск Краснодарского края (5000 клиентов, годовая выручка 20 млн руб.). Провайдер отказался выполнять требование Роскомнадзора по закону Яровой и закупить оборудование, которое не прошло сертификацию. Роскомнадзор подал в суд. В Минкомсвязи признали наличие пробела в законодательстве и пообещали устранить «законодательную лакуну».

Мы попросили прокомментировать ситуацию юриста, представляющего интересы «Фирмы Связь», гендиректора компании «Ордерком» Дмитрий Галушко.

Он рассказал, что после вступления в силу закона Яровой на рынке сложилась плачевная ситуация. Малым провайдерам установка оборудования обходится в 50−70% годовой выручки. Многие уходят с рынка в чёрные или серые схемы, или вынуждены продаваться.
На продаже оборудования для СОРМ «кормятся» одни и те же компании-поставщики, у которых есть связи в структурах власти и возможность получить государственную лицензию. «Это закрытый рынок, на который не всех пускают… Сейчас в Краснодарском крае рекомендуют только трёх производителей. В некоторых регионах недавно было вообще один (Санкт-Петербург например)», — говорит Дмитрий Галушко.

Судя по всему, в России только пять компаний прошли сертификационные испытания на соответствие требованиям СОРМ-2 (осуществляет выборочный контроль за российскими пользователями интернета, представляет собой сервер, который пропускает через себя весь трафик провайдера, собирает и передает сотрудникам спецслужб запрашиваемую информацию):

  1. «МФИ Софт»
  2. «ТехАргос»
  3. «Норси-Транс»
  4. «Сигнатек»
  5. «Специальные технологии» («Феникс»)

Как скорректировать закон Яровой, чтобы он стал подъёмным для малых провайдеров? Отменить его 2

Сертифицированного оборудования для «закона Яровой» ни у кого пока нет, однако Роскомнадзор и ФСБ всё равно подталкивают провайдеров заключать договоры с производителями. «Нам предлагают вложиться в системы хранения, которые, возможно, будут позже сертифицированы, но мы попадали в подобную ситуацию с реализацией требований по СОРМ-2 и СОРМ-3. Мы потратили деньги, а оборудование СОРМ-3 до сих пор не сертифицировано», — говорил директор компании «Фирма Связь» Сергей Субоч.

Один из законов «пакета Яровой» обязывает операторов связи хранить звонки и трафик абонентов за период, определяемый правительством Российской Федерации (но не более, чем за шесть месяцев) в соответствии с 64-й статьей федерального закона «О связи», а информацию о фактах приёма, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков (метаданные) — три года.

12 апреля 2018 года правительство РФ подписало постановление, что операторы связи обязаны хранить текстовые, голосовые, видео- и другие сообщения пользователей в течение 30 суток. Далее оператор обязан увеличивать объём системы хранения на 15% в год.

Если сертифицированного оборудования нет, а власти настаивают на установке несертифицированного, то возникает вопрос: зачем его закупать? Может, возможно установить оборудование самостоятельно? Дмитрий Галушко публиковал свою переписку с органами на отраслевом форуме российских интернет-провайдеров, из которой можно сделать такой вывод.

Но на практике ФСБ требует от провайдеров согласовать план внедрения СОРМ и закупить оборудование в кратчайшие сроки. «Фирма Телеком» подала все документы по плану внедрения оборудования, но возникли разногласия по срокам: «Мы выполняем все требования. Только УФСБ Краснодарского края требует подписать План реализации 374-ФЗ Яровой с окончанием в январе 2020 года, но к этой дате может и не быть сертификатов, — объясняет юрист. — Другие управления действуют по закону, разрешая привязываться в Плане к дате получения сертификатов (см ответы Минкомсвязи)».

Таким образом, в январе 2019 года управление ФСБ по Краснодарскому краю отказалось утвердить компании план внедрения оборудования СОРМ из-за того, что предложенный ей срок превышал год. «После этого местное управление Роскомнадзора начало проверку, а 27 мая подало четыре иска о привлечении компании к административной ответственности, следует из картотеки суда. 6 июня, рассмотрев два протокола, суд поддержал позицию Роскомнадзора, ещё два рассмотрит позднее», — рассказал гендиректор Сергей Субоч.

Представитель Минкомсвязи сказал, что им известно о проблеме в законодательстве, который будет устранён приказом в ближайшее время. «Знаю, что речь идёт не о корректирующем приказе, — поправляет Дмитрий Галушко, — а о втором этапе пути до сертификации — принятия методики испытаний. Кстати, этот приказ вернули на доработку, так как производители не согласовали между собой методику испытаний (она утверждается приказом Минкомсвязи по согласованию с ФСБ). После ещё три этапа: монтаж стенда для СОРМ в дата-центре, где будут подключены тестовые операторы связи (должно хватить места и времени для всех производителей, желающих отсертифицироваться. Затем должны быть произведены сами испытания (это не быстрая процедура, ибо технические мероприятия СОРМ на оборудовании должны быть корректно видны с пульта управления СОРМ). Потом оформление сертификатов (три месяца). И также должны быть сертификаты ФСТЭК на контроль защищённости баз данных (чтобы СОРМ не взломали и не украли персональные данные).

По прогнозам Галушко, реалистичные сроки внедрения системы — середина 2020-го года.

Но что делать небольшим провайдерам, для которых закупка оборудования представляет неподъёмную задачу? Как нужно поменять пакет Яровой, чтобы для провайдеров вашего размера стал осуществимым?

На этот вопрос Дмитрий Галушко категорично отвечает: «Отменить. Ибо раньше предусматривалось 12 часов хранения, а потом нормы одномоментно повысили в 60 (!) раз».

Как скорректировать закон Яровой, чтобы он стал подъёмным для малых провайдеров? Отменить его 3

Минутка заботы от НЛО

Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Let’s block ads! (Why?)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *